ГЛАВНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
Тема беседы Виктории Пешковой с ректором Театрального института имени Бориса Щукина Евгением Князевым – Вахтанговская школа, ее история, методология и фундаментальные принципы в свете современного театрального образования. Руководитель института рассказывает об особенностях учебного процесса и его направлениях.
Автор беседует с директором Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Кириллом Кроком о взаимосвязях Театрального института имени Бориса Щукина с Вахтанговским театром. В ходе беседы рассматриваются основные тенденции современного театрального процесса, подготовки актерских и режиссерских кадров, формировании труппы одного из лучших театров страны.
Эссе посвящено празднику Театрального института имени Бориса Щукина – дню 23 октября, когда в здании по Большому Николопесковскому переулку собираются выпускники вуза, чтобы вспомнить о времени своей учебы, поделиться тем, как складывается их творческая жизнь. Автор живописует историю праздника – своеобразного «лицейского дня», который дорого каждому питомцу Вахтанговской театральной школы, приводит интересные исторические факты и примеры.
РЕЖИССЕРСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ
Автор анализирует пьесу «Усадьба Ланиных» Бориса Зайцева, поставленную Евгением Вахтанговым в Драматической студии и показанную 26 марта 1914 года, исследует причины неудачи первого спектакля студийцев, воссоздает историю постановки через воспоминания и записки участников и очевидцев премьеры.
В очерке о Борисе Захаве автор подробно прослеживает этапы творческого пути знаменитого вахтанговца, последователя и пропагандиста учения Евгения Богратионовича Вахтангова. Борис Захава сыграл ключевую роль в основании Театра имени Евгения Вахтангова и Театрального училища, получившего впоследствии имя Бориса Щукина. Автор анализирует методы Вахтанговской театральной школы и формирование Захавой программы обучения актерскому мастерству. Отдельное внимание уделено режиссерской деятельности Б.Е. Захавы и созданию по его инициативе режиссерского факультета в Театральном училище имени Б.В. Щукина.
АКТЕРСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ
Автор создает портреты тех, кто стоял у истоков вахтанговского направления в искусстве и золотыми буквами вписан в историю отечественного и мирового театра. В статье рассказывает о вкладе в развитие театрального искусства учеников и последователей Евгения БогратионовичаВахтангова – Ксении Котлубай, Цецилии Мансуровой, Юрии Завадском, Анне Орочко, Вере Львовой, Леониде Шихматове, Борисе Щукине.
УЧЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
Автор знакомит читателя с историей образования кафедры музыкальной выразительности актера (2003) в Театральном институте имени Бориса Щукина и подчеркивает важную роль музыки в обучениии воспитании современного артиста и режиссера. В материале рассказывается о программе «Учимся быть артистами», серии мастер-классов «Музыка театра. Театр музыки» и др. Внимание автора также сосредоточено на специализации «Артист музыкального театра», первый набор по которой был осуществлен институтом в 2008 году.
В публикации дается пространный экскурс в историю создания кафедры сценической речи (1939) Театрального института имени Бориса Щукина. Автор анализирует методологию преподавания дисциплин «Сценическая речь» и «Художественное слово», рассказывает о нескольких поколениях педагогов кафедры и их роли в учебно-воспитательном процессе.
В статье рассказывается об истории учебного театра Института имени Бориса Щукина, которая ведется с 1939 года. На сцены Учебного театра (Большая Сцена, Гринер-зал, сцена Шаляпинского дома, Новая сцена) выходили практически все поколения выпускников института. Здесь делали первые шаги знаменитые в будущем артисты Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Александр Калягин, Юрий Богатырев, Сергей Маковецкий, Мария Аронова, Алексей Кравченко, Светлана Ходченкова, Виктор Добронравов и многие другие. Целый ряд дипломных спектаклей, входивших в репертуар учебного театра, послужил поводом для открытия самостоятельных творческих коллективов. Среди них – Театр на Таганке, Национальный театр Молдавии, Русский театр в Осетии и другие.
НАУЧНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
Слово о Лановом В статье прослеживается творческий путь выдающегося мастера – легендарного актера Театра имени Евгения Вахтангова Василия Семеновича Ланового. Этапные роли артиста в спектаклях по пьесам А. Жери, К. Гоцци, А.Н. Арбузова, М. Крлежи, Э.-Э. Шмитта и др., выступления на литературной эстраде, участие в чтецких программах и концертах, руководство кафедрой сценической речи в Театральном институте имени Бориса Щукина представляют читателю актера, воплотившего в своем творчестве художественный метод Е.Б. Вахтангова.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ
Эссе посвящено театральной Москве начала XX века, яркой иллюстраций чему становится история Арбата, ставшего для современной столицы притягательным местом отдыха, погружения в театральную жизнь, посещения старейшего Электро-театра «Художественный» (1909) и наслаждения прогулкой по старым улочкам и историческим местам встреч поэтов, художников, режиссеров, актеров. Путешествие во времени позволяет воссоздать атмосферу Москвы, когда открывалась драматическая студия Евгения Вахтангова и определялись черты нового театра.
Статья посвящена архитектору Николаю Круглову – автору проекта здания театрального техникума в Москве, где размещается Театральный институт имени Бориса Щукина. В центре внимания автора – трагическая судьба талантливого художника, который был обвинен в контрреволюционной деятельности и осужден к заключению в 1937 году и реабилитирован только в 1957-м. По мнению автора, имя выдающегося архитектора еще предстоит вернуть на страницы научных трудов и энциклопедий. Литературная запись Виктории Пешковой.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
Пьеса «Зодчий» («Погибну и я…») – учебная работа студентов первого набора магистратуры Театрального института имени Бориса Щукина по направлению «Театральнаядраматургия и сценарное искусство». «Зодчий» – пьеса о жизни и судьбе архитектора Николая Круглова – автора проекта возведенного в Москве Театрального техникума – здания, где находится основной корпус Института имени Бориса Щукина.